В своей работе мы часто сталкиваемся с тем, что даже действующие компании экспортеры имеют пробелы в рабочих схемах экспорта товаров. С одной стороны данные пробелы могут не нанести вреда организации, а с другой стороны их наличие не желательно само по себе. Можно провести аналогию с кодом html, когда один человек пишет код, то он очень легко может допусть ошибки, закольцованность или создать слабые места. Другой специалист может обратить внимание на наличие подобных пробелов и помочь привести всё в соответствие.
Это вовсе не значит, что мы начинаем учить жизни, как назойливый ботан или пьяный сосед. Мы даем свои рекомендации инициативно, если видим риск для Вашего бизнеса, либо даем рекомендации по Вашей просьбе. Мы уважаем Ваш Выбор и чтобы мы не говорили - конечное решение всегда за Вами.
Примеры о том, что это такое и как это влияет на жизнь участника ВЭД (экспортера или импортера).
1. Поддон не всегда является грузовым местом. Грузовое место - это продукт конечной упаковки товара (коробка, ящик, мешок, пленка и т.п.), а поддон не всегда является грузовым местом. Поддон можно заявить как место, если товар на нем упакован конечной упаковкой (например, банки или бутылки на поддоне). Некоторые таможенники и декларанты ошибочно считают поддон местом. Были даже ситуации когда звонил инспектор и буквально орал - "Почему Вы ставите коробки как место, а не поддон. Я была декларантом и все знают, что надо ставить поддон!". Мы люди простые, мы не спорим сразу, мы просто попросили указать нам где данная норма прописана конкретно. Конечно же нам сказали да, потом мы подождали выпуска и до сих пор ищут...
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (ред. от 22.12.2016) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» под грузовым местом понимается материальный объект, принятый для перевозки. Данное определение обширно и не дает четкого понимания грузового места и требований к нему, тем самым допускается разночтение. Поэтому при работе используется расширенное толкование понятия грузового места, указанное в Рекомендации № 21/rev.1 Европейской экономической комиссии ООН «Коды для видов груза, упаковки и материалов упаковки (с дополнительными кодами для наименований упаковки» (trade/wp.4/195) (Принята в г. Женеве в августе 1994 года Рабочей группой по упрощению процедур международной торговли, в состав группы входили представители Российской Федерации) – «"Грузовое место": Конечный продукт упаковочной операции в том виде, в каком он подготовлен для транспортировки и состоит из собственно упаковки (резервуар, контейнер) и находящегося в ней груза. Примечание. Термин "грузовое место" включает все применяемые для упаковки приспособления, и в частности держатели, используемые в качестве внешней или внутренней оболочки товаров, держатели, с помощью которых товары накручиваются, наматываются или связываются (в отличие от тех, что определены в международных конвенциях), и резервуары. Данный термин исключает средства транспортировки и транспортное оборудование, как-то поддоны и контейнеры.»
А вот Вам реальная ситуация с поддоном и местами. Едут 4 машины с рыбой свежемороженной на экспорт, должны они были грузиться в порту "Х", но из-за погодных условий судно перешло в другой порт "У", куда оперативно и переехали машины. Нормальное начало, ни что не предвещало беды. В каждую машину товар грузится стандартно, в порту "Х" загружают всегда по 21 поддону, 888 коробок с продукцией. Вес брутто и нетто выверен, и никогда не меняется. Менеджеры сами готовят документы и ставят 21 место. В таком виде документы подаются брокеру, так они и декларируются. Но, в порту "У" были новые грузчики, они не знали порядок, они погрузили товар на 22 поддона и никому не сказали, водители видели это дело и вроде бы как сказали руководству (а может и не сказали, слова не прикрепить). Декларации благополучно выпущены и машины на границе проходят контроль. Таможня видит, что мест 22, а заявлено 21 - у таможни радость, к ним приехали 4 "сочные палки" (дела по АП). Товар послали на дополнительный рентген и на досмотр с полной выгрузкой, рыбу для проверки частично разморозили. Все данные сошлись, и вес, и коробки, и даже нетто вес рыбы сошелся. А вот места нет. В итоге, помимо трат на дорогой досмотр рыбы и простой машин, в отношении перевозчиков возбудили 4 дела по ч. 3 ст. 16.1 КоАП России (заявление недостоверных сведений о местах), выписали по 50 тыс. рублей штраф и уничтожили рыбу на изъятом поддоне.
2. Поставщик не брокер и не таможенник - он часто просто хочет Вам продать товар и дает вредные советы. Большая проблема в том, что некоторые участники ВЭД не оформляют требуемые разрешения. Аргумент - мы так возили уже и нам менеджеры поставщика сказали ничего не надо. Это ошибка! Страшная ошибка, которая подкрепляется успешным вывозом товара. Не забывайте, таможня имеет право в течение 3-х лет после оформления проверить Вас. Через три года может быть всё что угодно, Вы уже и не вспомните про ту поставку, а вот таможня всё вспомнит - у неё то всё записано.
Менеджер ВЭД просто продавец, Ваши проблемы с таможней его не интресуют и он не знает о чем речь. Так, некоторые компании не оформляли ФСТЭК, ибо им поставщик говорил - товар не подлежит сертификации, и даже письмо давал о том, что товар не входит в списки обязательной сертификации. Вот только это разные вещи. Сертификация - это то, что товар безопасен и соответствует техническим нормам для производства товара такого типа. А заключение ФСТЭК - это документ который говорит о невозможности (или возможности) использовать Ваш товар в военных целях или для производства оружия. Утрированно, документ о том, что Ваша лопата хорошая и сделана из стали, не значит что Вашей лопатой нельзя дать по врагу по голове.